Электромобиль (электрокар) – это автомобиль, который приводится в движение при помощи одного или нескольких электродвигателей, питание которых обеспечивает автономный источник энергии (аккумуляторная батарея, водородный топливный элемент и т.д.).
Электромобиль: достоинства и недостатки
Если сравнивать традиционный автомобиль и электрокар, то электромобиль имеет следующие преимущества:
- высокая экологичность – электромобиль не выбрасывает в атмосферу опасные вещества. Хотя они могут вырабатываться при генерации электричества, которое используется для зарядки аккумулятора
- простота конструкции – фактически это просто электродвигатель и аккумулятор, нет коробки передач, системы подачи топлива, системы смазки двигателя, простая система охлаждения и т.д. Все это приводит к тому, что надежность электромобиля выше, он значительно проще и дешевле в обслуживании, имеет большой межсервисный пробег
- высокий КПД – у электродвигателя он составляет около 90-95%, в то время как эффективность двигателя внутреннего сгорания колеблется от 22% до 42%
- низкий шум
- значительно проще реализовать полный привод за счет использования схемы «мотор-колесо»
- низкая взрыво- и пожароопасность при аварии
- возможность проводить подзарядку непосредственно от бытовой розетки (хотя этот процесс окажется значительно продолжительнее, чем от специального высоковольтного устройства подзарядки)
- рекуперативное торможение дает возможность проводить подзарядку аккумулятора в движении
- зарядка электромобилей в ночное время дает возможность сгладить избыточную электрогенерацию.
Если говорить о недостатках, то все они связаны с аккумулятором и необходимостью его подзарядки. Аккумулятор нельзя дозаправить очень быстро по типу заливания бензина в бак. Время зарядки аккумулятора пока остается достаточно продолжительным. Современные литиевые батареи дороги и очень тяжеловесны. Даже если аккумулятор не используется – автомобиль не движется – со временем его заряд ослабевает, его необходимо периодически подзаряжать.
Впрочем, в последнее время эти недостатки удалось частично нивелировать. Прежде всего, новые технологии позволили значительно увеличить емкость аккумуляторных батарей, что увеличило дальность пробега на одной подзарядке, у некоторых экспериментальных моделей она уже превышает 850 км. Кроме того, развивается сеть зарядочных станций, а значит, электромобиль постепенно перестает быть исключительно «городским» автомобилем. При этом пока не удалось решить проблему зависимости емкости аккумулятора от температуры, при морозах дальность пробега может сокращаться до 3 раз. Кроме того, чтобы поддерживать комфортные условия в салоне, придется дополнительно расходовать электроэнергию, еще больше сокращая пробег в холодное время.
Важной проблемой остается вопрос утилизации аккумуляторов, которые содержат экологически вредные вещества (литий, свинец) и кислоты.
Стоит отметить и тот факт, что современная электроэнергетика пока не обладает достаточной мощностью, чтобы обеспечить электроэнергией электрокары, если их количество станет равным числу обычных автомобилей.